Agile-оптимизация в Сontent.UA: вчера, сегодня, завтра

Будущее приближается намного быстрее, чем мы понимаем. Скорость изменений огромная, поэтому у предпринимателей просто нет выбора: или ты гибкий и быстро реагируешь на изменения, или ты за бортом.

Хочешь не пропасть в будущем? Учись лавировать на летающих скейтах!
Фото: кадр из фильма «Назад в будущее — 2».
Мы не будем рассказывать, что такое Agile, как он появился и какие принципы лежат в его основе. Написано уже немало. Мы поделимся своим первым опытом agile-метаморфоз, выводами и планами на будущее.

Вчера

Когда в Сontent.UA пришли первые клиенты, основными нашими продуктами были контент-маркетинговые стратегии (КМС) и копирайтинг. Мы верили, что эффективное сотрудничество должно начинаться с разработки КМС. Считали, что, опираясь на этот объемный документ по анализу и планированию, можно довольно долго выстраивать продвижение. Но время показало: наши кропотливо собранные стратегии иногда становятся неактуальными уже через полгода. Причины могут быть самыми разными: методы работы с некоторыми инструментами изменились — так, катастрофически упал органический охват в Фейсбуке, бюджеты на таргетированную рекламу выросли; целевая аудитория нашла альтернативное решение; появились новые инструменты продвижения, которые не были проанализированы и спланированы в КМС.
GIF: кадр из телесериала «Теория большого взрыва».
Это вовсе не означает, что клиенту больше не нужна контент-маркетинговая стратегия. Просто наш подход к ее разработке и внедрению изменился. Мы проводим подробный аудит, создаем план и список задач, чтобы потом приоритезировать их в рамках проекта. КМС задает общий вектор, общие цели, мы оглядываемся на нее, но гибко трансформируемся под изменения вокруг. Трансформация — это не просто перемещение из точки A в пункт B, потому что, как только вы доходите до B, вам нужно перейти к C, и когда вы прибудете в точку C, вам, вероятно, придется подумать о D. Периодически мы возвращаемся к стратегии, что-то дописываем и изменяем, отражая новые знания. Теперь КМС — это перманентно наполняемый конспект с четкими А и В и пунктирными D, E и даже Z.

Сегодня

Оглядываясь назад, мы бы хотели поделиться самыми главными уроками прошедшего года и выводами, которые извлекли из них:

  1. Адаптируемся.

Фото: кадр из фильма «Обед нагишом».
Изменения пугают. Нам свойственно бояться неизвестности и рисков. Но без изменений невозможна жизнь.

У нас очень разнообразная клиентская база: есть компании, которым мы предоставляем только одну услугу, а есть клиенты на полном сопровождении. Те инструменты и методы, которые хорошо работают на одном проекте, могут совсем не работать на другом. И даже больше: то, что вчера было эффективно в рамках одного проекта, завтра может перестать приносить результаты.

Сегодняшний подход к маркетингу можно описать следующим правилом: «Сделай концепт, протестируй и подумай, что означают результаты, сделай выводы и учти на будущее». Постоянные эксперименты и аналитика — гибкость и скорость реакции на изменения — основа сегодняшних маркетинговых стратегий. Случаются ли неудачи? Да.

2. Извлекаем опыт из неудач.

Единственный способ научиться ходить — ходить. Иногда падать, подниматься и снова идти. Очень банальная мысль, интуитивно понятная годовалому ребенку. Но, взрослея, мы теряем способность признавать и принимать собственные ошибки. Мы основываем компанию или берем на себя какую-то функцию в ней и продолжаем относиться к неудаче как к беде, не думая о том, что ошибки — это показатель того, что мы учимся чему-то новому. Таков наш менталитет.

Как научиться анализировать ошибки и извлекать из них ценный опыт?

Простое упражнение для проект-менеджера.
Обычно в каждом проекте существует масса процессов. Суть этого упражнения — прописать до малейшей детали каждый. Рисуем таблицу.
Рассмотрим на примере.
Подпроект — ведение страницы в Фейсбуке.
Процесс — создание контент-плана для страницы в Фейсбуке.
Подпроцесс — создание текста для контент-плана.
Исполнитель — копирайтер Наташа.
Описание — в нашем примере можно указать, например, источники, которые Наташа использует, контактные лица, у которых Наташа берет интервью, etc.
Дедлайн — каждый вторник, до 12.00, еженедельно.
Что дальше — кому отдает? Редактору, иллюстратору или менеджеру? Как оповещает его о том, что план готов? Пишет в чате, шлет письмом или отправляет почтового голубя?
Сложности — описываем все возможные ситуации, когда процесс тормозится. Например, Наташа может не получить к вечеру пятницы актуальную информацию от клиента.
На этом этапе в вашей голове, скорее всего, возникнет возможное решение, и это — самое важное во всем упражнении. Когда вы прописываете проблемы и наиболее частые ошибки, вы уже понимаете, как их решить или не допустить в будущем. Записывайте идеи в последнюю колонку или оставляйте пустой, чтобы потом посоветоваться с исполнителями или командой заказчика.
Обязательно покажите таблицу всем задействованным лицам. Пусть они внесут свои коррективы, расскажут вам, с какими еще проблемами сталкиваются, предложат решение, а вы его зафиксируете. Таблица поможет увидеть общую картину со всеми слабыми звеньями и понять, как оптимизировать процесс. Только не забывайте ее обновлять, когда вводные претерпевают изменения. И, конечно, добейтесь согласования заказчиком и синергии в работе над проектом.

3. Решаем проблему № 1 (вместе с клиентом)

В каждый момент времени есть одна самая важная проблема — «проблема № 1». Их может быть много, но невозможно решить все одновременно. Мы выбираем наиболее важную и фокусируем все свои усилия на ней. Это работа руководителя, но иногда приоритеты невозможно расставить без участия клиента и его готовности идти навстречу.

Недавно мы готовились к одновременному запуску двух больших проектов заказчика — открытию интернет-магазина и портала (виртуального пространства для вовлечения потенциальных клиентов). Практически все ресурсы были брошены на эти проекты: 10 лучших копирайтеров, 2 литературных редактора, 1 технический и 1 главный редактор днями и ночами писали, редактировали и проверяли, чтобы закончить к дедлайну. В какой-то момент мы поняли, что не успеем, ведь главного редактора, которая читала и проверяла все тексты, невозможно клонировать, а по-другому она просто не сможет обработать такой огромный массив информации к сроку.

И тогда мы связались с клиентом, честно описали ситуацию и предложили вместе придумать, как все успеть. У нас было две проблемы № 1, две сверхважных задачи. И клиент пошел навстречу: он согласился отодвинуть дедлайн по интернет-магазину, «пропустив вперед» портал. Могли ли мы поступить иначе? Возможно, но тогда качество продукта пострадало бы. Мог ли заказчик настаивать на своем? Конечно, и имел право. Но пошел нам навстречу и получил желаемый результат.

Завтра

Думая о развитии наших проектов и самого Content.UA, мы понимаем необходимость agile-изменений:

  1. Решения должны приниматься быстрее. И тут очень важно содействие со стороны клиента. Agile-маркетинг и управление могут быть приняты ими, но, когда дело доходит до реагирования, мы все знаем, как бывает. Медленное согласование и распределение ресурсов тормозит даже самую быструю команду исполнителей. Если клиенты не ориентированы на скорость и не могут меняться достаточно быстро, не можем и мы.

  2. Работаем короткими спринтами, длиной в месяц или даже меньше. Выбираем приоритетные задачи из отставания проекта, добавляем их в план спринта на предстоящий период. В течение спринта устраиваем 4 короткие встречи, делимся проблемами и приобретенными знаниями, предлагаем пути улучшений.

  3. По окончании каждого спринта проводим собрание, анализируем отчеты и показатели, обсуждаем:

  • Что было изучено и протестировано в течение этого месяца?

  • Что сработало, а что нет?

  • Какие проблемы возникли?

  • Как мы можем улучшить?

  • Как мы можем более рационально использовать наше время?

Каждый менеджер знает ответы на эти вопросы, ведь мы участвуем во всех процессах по своим проектам и видим результаты. Но, если мы не общаемся и не обсуждаем коллективно успехи и проблемы, мы не в силах «отлететь» от маленького мирка своих задач и увидеть более целостную картину того, что происходит в стремительно меняющемся диджитал-маркетинге.

Возможно, эта статья даст начало целой рубрике о том, как мы трансформируемся, принимая концепцию Agile. Мы рады будем поделиться с вами результатами и наблюдениями! Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook, если хотите читать статьи первыми.
Подписывайтесь на наш контент!
Каждый месяц наши подписчики получают интересные дайджесты от диджитал-экспертов
Made on
Tilda