Редполитика: зачем она вашему проекту

Когда над контентом в проекте работает больше двух человек, приходится следить не только за качеством текстов, но и за их стилистическим единством, за тем, чтобы в них сохранялся «голос бренда», исключались определенные формулировки, а термины использовались согласованно.

До определенного момента с этим справляется редактор. Но его задача усложняется с каждым новым автором, редактором в команде и даже менеджером на стороне клиента. Больше людей — больше объем работы, больше субъективных представлений о том, что такое качественный текст.

Теплая ламповая (С) редакция в три человека не сможет вести объемные проекты: ecommerce, экспертные блоги, мультиканальное продвижение бренда. Тогда как же привести к единому стилю работу большой команды и не свести при этом с ума редактора?

Наш ответ: создавайте редполитику. Она поможет сэкономить время и силы всей контент-команды, ускорит согласование статей с клиентом, сведет к минимуму разночтения в терминологии и исключит повторные исправления. В результате вы сможете писать больше и проекты будете реализовывать быстрее.

Что такое редполитика
и зачем она нужна?

Редакционная политика — это документ, в котором собраны все требования к контенту: от позиционирования бренда и толкования терминов до правил оформления текста.
Редполитика позволяет «сверить часы», прийти к общей точке зрения и стартовать в общем направлении. Это способ один раз показать, а не десятки раз объяснять.
Команда авторов и редакторов на больших проектах неоднородна. Уровень и опыт у всех разные, все по-разному представляют себе качественный текст и видят ключевые моменты бренда/продукта, на которых нужно акцентировать внимание. И дело не в том, что вы набрали недостаточно хороших специалистов. Просто люди еще не успели проникнуться проектом и смотрят на него через призму прежнего опыта, в том числе работы на биржах контента с их конвейерной спецификой.

Редактору нужно потратить массу сил на правки текстов и аргументацию своей позиции, прежде чем команда выпишется, притрется к требованиям бренда.
И это еще не все. Хорошо бы раз обучить команду и чтобы она продолжила работать в едином ключе и с постоянным качеством. Но нет. Кто-то из авторов не справится, и вы откажетесь от его услуг, кто-то уйдет сам. Чтобы ввести в курс нового человека, вы снова будете тратить время.

А потом проект подрастет, потребует больше контента. А значит, больше новых людей, и каждому нужно с нуля доносить все смыслы и требования.
Редполитика задает стандарты, на которые ориентируются и опытные, и новые авторы. Это избавляет вас от разночтений в трактовке терминов, от некорректных формулировок, которые часто случаются, когда авторы только погружаются в тему, и от сотен других мелочей, тормозящих и усложняющих процесс создания и согласования контента.
Подробно о том, как мы использовали редполитику на сложном контентном проекте, читайте в статье Контент для e-commerce проектов на примере shop.Lenovo.ua
Юлия Сауленко
контент-директор
Редполитика необходима там, где генерируются большие порции контента. В частности, мы использовали этот документ в работе с крупным ecommerce-проектом (ПК, ноутбуки и другие устройства), за счет чего в разы сократили затраты сил и человекочасов.

На первом этапе проекта мы наполняли интернет-магазин. В короткие сроки нужно было создать большой объем специализированного контента. Мы буквально на ходу обучали авторов, отсеивали тех, кто не подходил, и опять набирали новых. Да, первое время технические и литературные редакторы хватались за голову: им приходилось унифицировать стилистику, вылавливать и вычищать некорректные формулировки, исключать неподходящие ключевые слова и фразы из ТЗ SEO-специалистов.

Мы стали выносить все повторяющиеся ошибки в отдельный документ. Добавили туда разъяснение специфических терминов и понятий, рекомендации по стилистике и раздали авторам. Ошибок в текстах стало меньше в разы, и согласование сократилось до одной-двух итераций.

Кстати, оказалось, что инженера обучить писать чуть легче, чем переучить автора, который несколько лет писал в любимом стиле и обо всем.

На втором этапе проекта мы запускали портал. Снова нужны были специализированные тексты, интервью. И в этот раз мы уже со старта использовали редполитику, которая так помогла нам на этапе с магазином. В ходе работы над порталом она выросла с нескольких страниц до полноценного документа и очень облегчает работу всей команде.
Редполитика спасает не только ecommerce-проекты, но и любой проект, где нужно много контента или где контент пишет множество людей. Например, корпоративный блог вы ведете собственными силами, а SMM передали на аутсорс. Или если у вас экспертный блог, и вы часто публикуете там гостевые посты приглашенных авторов. Список понятных требований к текстам облегчит жизнь всем участникам процесса.

Как редполитика облегчает жизнь
всем участникам процесса

Редакторам проекта — вместо тысячи слов

Вы экономите море времени на правках и объяснениях. Когда на проект приходит новый автор или редактор, вы вводите его в курс и вручаете документ, где прописаны все требования к текстам, от tone of voice до вида кавычек. Даже если человек поленится все изучить на старте, внося правки в его тексты, вы не будете пространно объяснять, что и почему нужно изменить. Вы просто отметите в комментариях нужный пункт редполитики, где уже есть все объяснения.

Автору контента: понятные правила игры

В любой игре лучше усвоить правила на старте, чем изучать в процессе, спотыкаясь и застревая на спорных моментах.
То, что кажется очевидным и правильным вам, не всегда будет очевидным с точки зрения редактора или проекта. Особенно если вы только пришли в команду, а не проработали в ней месяцы, до полного взаимопонимания.
Разобраться на старте, какие тексты нужны именно в этом проекте, значит сократить количество правок (и боли), успевать писать больше и, соответственно, реализовывать больше интересных проектов и зарабатывать.

Заказчику: «Конституция» для вашего контента

Редполитика проекта — как Конституция страны. Она может дополняться, обрастать правками и комментариями, даже местами изменяться. Но остается главным ориентиром и опорой в спорных моментах.

Вы можете пересматривать позиционирование компании, вводить новые продукты или упразднять целые направления, обновлять и запускать площадки для коммуникации, менять частично или полностью команду, которая пишет вам контент, но в любом случае вы начнете уже не с нуля.
Редакционная политика — это основы, на которые можно опираться, создавая контент и обучая контентную команду. Это стержень, вокруг которого формируется контент, необходимый для ваших задач.

Какую информацию вносить
в редполитику?

Для кого пишем

В контентных отделах крупных компаний над столами копирайтеров и дизайнеров развешены портреты целевой аудитории. Те самые «аватары» с фотографией, описанием. Это помогает создавать контент, концентрируясь на потребностях живых людей, реальных потребителей продукта.
Разместите в редполитике описания представителей вашей целевой аудитории. Чем чаще авторы будут видеть, для кого они пишут, тем точнее их тексты будут попадать в цель.
Как пишем

Точное толкование терминов и профессиональных формулировок. Это сократит время, потраченное на правки. Да и авторы, которые только начали знакомиться со сферой, будут меньше ошибаться в фактаже и быстрее войдут в курс.

Базовые требования к лексике. Выделите слова и формулировки, которые нельзя употреблять в текстах вообще или можно только в субъективных авторских материалах, но не от лица бренда. Соберите допустимые и недопустимые синонимы для часто повторяющихся слов (категории товара, собирательные названия продуктов и т. д.)

Базовые требования к стилистике. По какой схеме пишутся карточки товара, категорийные тексты, тексты для блога и остальные форматы контента, которые вы используете на проекте? Какую информацию нужно давать, какую нет? Например, потребительские качества продукта описываем, историю его изобретения — нет.

Добавьте примеры работающих текстов, в идеале — с разбором текстовых приемов, которые там применялись.
Юлия Сауленко
контент-директор
Мы внесли в редполитику не только технические и стилистические требования, но и миссию проекта, как ее определил клиент. Благодаря этому авторы нашли правильный настрой и голос для написания статей.

К текстам для магазина и к статьям в блог требования немного отличались. Это связано в том числе и с особенностями SEO-продвижения. Поэтому для блога мы добавили и стали разрабатывать отдельный раздел.
Как не пишем

Это обязательная часть редполитики. Вносите сюда все формулировки, логические и фактические ошибки, текстовые приемы, которые нужно исключить, искоренить, выжечь напалмом, от которых у редактора дергается глаз и ноет сердце. Готовы поспорить, что этот раздел окажется самым объемным.
Юлия Сауленко
контент-директор
Мы наполняем этот раздел, что называется, «с полей» — берем примеры прямо из авторских текстов.

У каждого бренда своя специфика, и в целом обычные слова и формулировки для конкретного случая могут оказаться неприемлемыми. Когда заказчик — крупный бренд с устоявшимися правилами коммуникации, он уже на старте может сориентировать: «Так мы пишем. А вот так — не пишем никогда». Но большая часть примеров попадает в этот раздел уже в ходе согласования готовых текстов.

Собираем все, что касается специфической терминологии, штампы, распространенные логические сбивки. Копирайтеры-новички, которые хотят украсить текст, особенно щедры на такое. О чем бы ни писали, обещают, что «это подчеркнет твой статус», используют некорректные сравнения, например: «Ноутбук весит чуть больше литровой бутылки воды — 1,32 кг». Но бутылка объемная, ее неудобно носить с собой, и это не та ассоциация, которую мы хотим вызвать, описывая легкость ноутбука.

Мы собираем и объясняем такие примеры в редполитике, чтобы автор мог вовремя остановиться, когда в следующий раз захочет написать что-то эдакое. «Мышка выделит тебя из толпы» — согласна на 100%, но в таком случае нужно хотя бы прикрепить ее на лоб. Или «Царский дисплей. Так и хочется прильнуть к нему» — возможно, тут автор планировал закрыть какой-то «гештальт» :), но мы переписали на всякий случай.
Рекомендации SEO-специалиста по применению и размещению ключей

Вы не поверите, как мало авторов одновременно и хорошо пишут, и знают, как правильно обращаться с ключевыми запросами. Если набираете авторов со стороны, велик шанс, что с оптимизацией их придется знакомить дополнительно. Облегчите себе задачу: пропишите требования в соответствующем разделе.

Как поисковая оптимизация помогает привлекать читателей в блог, мы писали в материале SEO в блоге: как продвинуть свою статью к пользователю

Правила для гостей

Если ваш проект подразумевает гостевые статьи, требования для них тоже внесите в редакционную политику. Желаемая структура текста, желаемые темы, допустима ли в текстах реклама и прямые ссылки и в каком виде, редактируете вы гостевые тексты или публикуете в первозданном виде и т. д.

Правила оформления текста

Пробелы, тире, кавычки, оформление цитат, форматирование Н1–Н4. Даже руководство по использованию Google Docs и режим «Посоветовать правки». Пусть вам все это кажется атрибутами капитана Очевидность. Вы даже не представляете, сколько времени сэкономите на приведении этих мелочей к единому виду.


В каком формате/виде
удобно составлять редполитику?

Мы в Content.UA составляем редполитики в Google-презентациях. В этом формате удобно разносить информацию по разделам, использовать иллюстрации, ссылки, корректировать и добавлять разделы и отдельные слайды. Комментируя свои правки к текстам, можно давать ссылку не на документ в целом, а на конкретный слайд, что тоже экономит время.

С таким же успехом можно использовать Google Docs. Это дело вкуса. Главное, чтобы документ находился в облаке, все члены команды могли им пользоваться одновременно и сразу видели все изменения.

На больших проектах редполитика может разрастаться до толстого тома. Авторы, особенно те, которые только пришли в проект, просто не в состоянии с ходу все изучить и усвоить.
Ссылаясь в правках на конкретные разделы или слайды, вы гораздо быстрее ознакомите их с документом.
К тому же практическое знакомство намного эффективнее изучения «вхолостую».

Как развивается редполитика
и кто ее развивает

Редполитика — живой документ. Она развивается, пока развивается проект. Старший и технический редакторы, которые работают на проекте и в курсе его специфики, регулярно фиксируют все ошибки и некорректные формулировки, встречающиеся в текстах больше 3–4 раз, добавляют разделы, если в обиход входит новый продукт или терминология, или когда возникает нужда в новых типах контента.

Главный редактор или руководитель контентного отдела курирует документ и следит, чтобы при всех изменениях редполитика отвечала позиционированию бренда и его tone of voice.
Юлия Сауленко
контент-директор
Редполитика — это документ, отражающий «суть событий». Естественно, он должен постоянно развиваться, дополняться. У клиента может измениться позиционирование, а иногда и мнение о формулировках. Все эти изменения нужно вносить в редполитику и доносить до авторов и редакторов, которые работают на проекте. Причем вносить сразу, как только изменения появляются и согласуются с клиентом, а не ждать каких-то отчетных периодов.
Подписывайтесь на наш контент!
Каждый месяц наши подписчики получают интересные дайджесты от диджитал-экспертов
Пишите, звоните — мы очень любим общаться:

info@content.ua
+380 67 320 67 40
Все права защищены: Content ® UA
2019
Made on
Tilda