Как не потерять себя и свою самооценку в потоке новой информации

Интервью с карьерным консультантом Ульяной Ходоровской
Когда ты строишь бизнес или продвигаешь себя как бренд, приходится развиваться сразу в нескольких направлениях: изучать тему своего бизнеса, осваивать маркетинг и продвижение, развиваться как личность. Ты вынужден лавировать в очень плотном потоке информации. Постоянно кажется, что упускаешь что-то важное, непростительно отстаешь от сферы, от конкурентов. Мучают мысли, что я не справляюсь, что я вообще здесь делаю.

Как предпринимателю справиться с неуверенностью в себе? И как регулировать информационный поток, чтобы усваивать самое актуальное, а остальное пропускать без боли? Об этом мы поговорили с карьерным консультантом Ульяной Ходоровской.


Концентрат полезных мыслей из нашей беседы мы собрали в этой статье.

Нет времени читать? Слушайте полную версию интервью ниже.

Любой новый бизнес, как бронепоезд с вертикальным взлетом: одновременно нужно осваивать и контролировать множество процессов. Здесь обязательно будет и неуверенность, и внутренние страхи, тревожные ситуации. Но это все — наши зоны роста, которых мы не видели, пока не пришли в бизнес.
Любой новый бизнес, как бронепоезд с вертикальным взлетом: одновременно нужно осваивать и контролировать множество процессов. Здесь обязательно будет и неуверенность, и внутренние страхи, тревожные ситуации. Но это все — наши зоны роста, которых мы не видели, пока не пришли в бизнес.

Чтобы не потеряться в потоке задач и новой информации, нужно ясно понимать, где я сейчас и куда я хочу попасть. Цели, сроки их достижения, показатели, которые нужно измерять, цепочка промежуточных целей на пути к главной — вот ориентиры, которые помогают двигаться.

Если цели и задачи четко определены, я уже не пытаюсь изучать все, что сыплется на меня по моей теме.

Любую новую информацию стоит примерить к текущим задачам и решить: этот курс полезен уже сейчас, надо его освоить, а вон тот пока не нужен, можно не расходовать на него силы.
Изучать что-либо без конкретной задачи — значит, тратить время впустую.
«Мне это просто интересно» — тоже можно рассматривать как задачу. Но нужно отдельно оценить ее приоритет в сравнении с другими.

Хороший пример — изучение английского языка. Многие мои клиенты на консультации говорят: «Вот английского мне не хватает». При ближайшем рассмотрении оказывается, что для большинства их задач хватает среднего уровня языка. На полную он вообще мало где используется. Несмотря на это, люди «подтягивают» английский годами без конкретной цели. А он следом «выветривается», как и любой другой навык без употребления.
Ориентироваться на конкурентов в своем продвижении может быть очень полезно. По ним удобно отслеживать новинки, которые появляются на рынке, у них можно учиться. Можно ходить к ним за вдохновением: «Какое классное решение он внедрил! Что бы и мне такого придумать?». С конкурентами бывает здорово сотрудничать. Но это только в том случае, если вы в ресурсе и ваша самооценка в данный момент на должном уровне.

Если я не в ресурсе, у меня бурный рост и я завалена задачами или у меня кризис уверенности в себе, то узнавать, как все хорошо у конкурентов, может быть болезненно.

Я в такие периоды просто убираю конкурентов из ленты в соцсетях и сосредотачиваюсь на своем деле, не оглядываясь на чужие успехи. Но когда все нормализуется, я включаю их снова. Потому что слава богу, что есть конкуренты!
Рынок постоянно создает новые веяния, модные направления, предлагает изучить новые методы работы. Но если я буду бежать за каждой идеей, которую мне красиво преподнесли, мой бизнес будет двигаться хаотично. Сегодня мы таргетируемся, завтра у нас ребрендинг, а послезавтра релокация и т. д.

Всю информацию, которую мне предлагают изучить, я делю на четыре категории:

  • Первая категория — то, что нужно мне для работы прямо сейчас. Я ищу и изучаю эту информацию целенаправленно.
  • Вторая — знания, которые понадобятся в долгосрочной перспективе. Например, я разрабатываю продукт, через полгода планирую выводить его на рынок, и мне нужно понимать, как позиционироваться. Мне не нужно сию секунду бежать нанимать маркетолога, ставить ему задачи. Но уже можно постепенно изучать этот вопрос.
  • Третья категория — это то, что мне интересно для общего развития, но в работе не нужно, и неизвестно, пригодится ли в будущем. Это я могу изучать параллельно, в свободное время.
  • Четвертая категория — информация, которая мне вообще не нужна. Например, я узнала о нейрокоучинге. Тема для меня новая, подают ее соблазнительно, и мне очень хочется ее освоить. Потребность интеллекта в новой информации — это то же самое, что потребность тела в еде. Но я понимаю, что ни сейчас, ни в ближайшие годы нейрокоучинг в работе мне не пригодится. Я отношу его к ненужной информации и не трачу на него энергию и внимание.

Это разделение на категории можно назвать «обработать интеллектом». И периодически нужно его пересматривать, проверять правильность выбора.
Чтобы какую-либо информацию «обрабатывать интеллектом», нужен ориентир, от которого можно отталкиваться. Это стратегия продвижения: цель, срок ее достижения, показатели прогресса, цепочка промежуточных целей, которые мы реализуем на пути к главной.
Без стратегии можно начать: «принюхаться», попробовать, как идет идея. Но для успешного продвижения стратегия необходима. Потому что невозможно постоянно держать в голове неструктурированную информацию: что-то обязательно выпадает, решения будут приниматься импульсивно, под влиянием настроения или страха.

С целями и стратегией нужно постоянно сверяться. Но также их нужно регулярно пересматривать. Часто бывает, что мы ставим цель на год, а посреди года обнаруживаем, что она уже не греет. И начинается прокрастинация, неуверенность в своих силах. Или мы обнаруживаем, что изменились внешние обстоятельства, и это влияет на наш план действий.

И цели, и шаги к ним нужно регулярно пересматривать и корректировать в соответствии с меняющейся ситуацией. На этом построен весь принцип Agile.

Пример с тем же нейрокоучингом. Сегодня он мне вообще не нужен, а за два месяца мои обстоятельства меняются, меняется ситуация на рынке, и нейрокоучинг становится очень даже нужен. И он переходит в первую категорию информации — я изучаю его целенаправленно.

Успешные предприниматели как минимум раз в год пересматривают свою стратегию. Переосмысливают вопрос «Где я сейчас?» как в плане бизнеса, так и в плане самоощущения. Что получилось или не получилось, какие уроки извлекли и как действовать дальше.

Также пересматривают свои товары/услуги, свои ресурсы, сильные и слабые стороны, цели и ценности.
Мы можем дойти к своим целям или не дойти, можем по пути изменить направление и прийти к чему-то совсем другому. Но если на старте нет стратегии, то нет направления и ориентиров. Невозможно понять, насколько эффективно мы работали, где ошибались, что поправить, чтобы улучшить результат.
В своей стратегии важно учитывать не только цифровые показатели, но и эмоциональную составляющую, здоровье, состояние других сфер жизни. Если я заработала миллион, но теперь лежу под капельницей после развода, то явно что-то пошло не так.

Собственник бизнеса — это «держатель» ситуации. Если он теряет ресурс, то ресурс теряет и весь его бизнес. Поэтому все цели должны достигаться экологично и без ущерба для себя.
Экспертный взгляд со стороны, помощь ментора — еще один способ оценить ситуацию в бизнесе, свои возможности и положение на рынке.
Я могу видеть свой бизнес только изнутри. Многие вещи теряются от моего взгляда за настроенными рабочими процессами, уходят в «слепую зону». Поэтому я прошу мнения профессионалов. Минимум раз в год, а в сложные времена — и чаще.
Кого звать на роль ментора, зависит от задачи. Если меня волнует производство, это должен быть специалист по производству. Если маркетинг — специалист по маркетингу.

Этот человек должен вызывать у меня уважение, обладать доказанной экспертизой в своей сфере. Он должен быть приятен и интересен мне лично, и его видение бизнеса должно совпадать с моим. Иначе нам трудно будет искать общий язык.
Многие предприниматели живут на «эмоциональных качелях». На подъеме у них состояние «как мощны мои лапищи»: бизнес-идея кажется прекрасной, продукт — востребованным, все идет отлично. Затем спад: неуверенность в себе, разочарование в бизнесе, ощущение, что дело никому не нужно.

Эти перепады накладываются на реальную ситуацию в бизнесе и могут тормозить продвижение, даже если у вас есть стратегия.
Первое, что важно в этой ситуации, — иметь в запасе способы быстро прийти в баланс.
Для собственника бизнеса эмоциональная устойчивость — стратегически важная штука. Но нельзя достичь эмоционального баланса раз и навсегда. Мы живые люди, нас так или иначе что-то будет выбивать из колеи. Вот почему предприниматели часто прибегают к медитации, йоге, работают с психотерапевтом, с коучем. Это все инструменты, которые помогают быстро стабилизироваться.

Второй важный момент — нужно знать себя. Что именно вас выбивает, в каких условиях, с чем обычно связано состояние упадка. Эти факторы нужно учитывать в планировании. Пока мы не осознаем свою зависимость от какого-либо фактора, он влияет на нас намного сильнее. Это как в боксе: боец пропускает не сильный удар, а удар, которого не ждет.

Не учитывая своих эмоциональных особенностей, мы назначаем важные переговоры на период, когда мы в низком ресурсе, проваливаем их и впадаем в еще большее самобичевание. Не надо так.

Лекарство от неуверенности, от состояния «белки в колесе» — это знать, что происходит с бизнесом, с рынком и со мной. И постоянно сравнивать это со своими целями. Если я все это отслеживаю и держу в поле зрения, то могу оценивать ситуацию объективно. Тогда ни крутой проект моего конкурента, ни временные падения результатов или моего состояния не выбьют меня из колеи.
Подписывайтесь на наш контент!
Каждый месяц наши подписчики получают интересные дайджесты от диджитал-экспертов
Пишите, звоните — мы очень любим общаться:

info@content.ua
+380 67 320 67 40
Все права защищены: Content ® UA
2019
Made on
Tilda