«Креативность — это мышца...».
Как развивать навыки и преодолевать творческие кризисы

Мне 13 лет. Сижу в своей комнате, дверь закрыта. Из кухни доносится запах пирога с абрикосами, я все еще пытаюсь не повестись на него, как Рокфор из «Чип и Дейла» на сыр. Бабушка суетится, привлекая меня теперь еще и запахом черного чая с бергамотом. В этот момент меня отвлекает все! Дальше кухни находится комната с телеком: «Только сегодня! Матрас Dormeo по специальной цене». В голове проносится: «Хотелось бы мне такой Dormeo, чтобы плавать на глубину моря».

Отчаянно я пытаюсь сконцентрироваться на своей задаче. Но стоит отвести глаза от старого монитора, образца 2003 года, как меня начинает привлекать розоватый цвет из окна. «Закат», — думаю я. Проговариваю вслух: «До ужаса в легких дымилась трубка… мужчины в малиновом свитере». Пытаюсь закончить свое стихотворение. Но на середине бегу за пирогом, а потом — ловить последние минуты закатного света.

Эта борьба за концентрацию и вдохновение свойственна мне с детства. Последние годы быть в ресурсе и принимать креативные решения — моя работа. И сейчас у меня нет такой роскоши — возможности отвлекаться на абрикосовый пирог. Есть креативные задачи, которые сами себя не решат. Так что пришлось «поплавать» в открытом море терминов и методик наращивания креатива и выхода из пограничных состояний и творческих кризисов.

Прежде всего я определяю креатив как способ коммуникации через символы, звуки, изображения и любую другую информацию. А коммуникация — это такое пространство, в котором, как мне кажется, должны происходить какие-то интересные трансформации со всеми участниками процесса. Если мой креатив меня не меняет, не вдохновляет саму, не заставляет «загуглить» в своей чувственной памяти образы и трансформировать их в идею, я так не играю. Мне не интересно.

Креатив — это не талант, это гибкость мозга, скорость восприятия и переработки любой информации, это поиск и шлифовка «своего языка» и «языка для ЦА клиента». Креатив — это умение посмотреть на явление или товар с другой стороны и высказаться об этом по-новому.

Недавно я опрашивала своих друзей в инстаграме о самых ярких воспоминаниях из детства. Оказывается, многие люди, имеющие креативную специальность сегодня, в прошлом любили кривляться перед зеркалом, переодеваться, устраивать творческие номера для родителей и играть в дворовые игры. Это побудило меня вспомнить, во что играла я.

И вдруг забытое начало всплывать образами. Какой же у нас восхитительный и могучий мозг! Большинство игр развивали креативность, или креативную коммуникацию. Мы фантазировали на постоянной основе! Играем в рынок? Картошка — это камни, а сахар — песок. Я — женщина по имени Лида, работаю директором, и у меня двое детей. Каждый день мы придумывали новые сценарии, персонажей и их миссии. А что случилось сейчас? Обязанности мешают нам фантазировать. Умение фантазировать и находить триггеры-крючки делает наш креатив успешным.

Творческий кризис, причины

Слово «лимб» переводится как «край, рубеж». И мне нравится использовать его как обозначение творческого кризиса. Данте, разработавший свою систему загробного мира, опираясь на каноны католицизма, описывал лимб как место, охраняемое Хароном, для душ, которые так и не познали Бога. Туда отправлялись те, кто не попадает ни в рай, ни в ад. В разрезе творчества лимб имеет иной смысл. Это состояние «тягучести» и невыносимых терзаний в творчестве.

Почему возникает кризис? Причинами могут быть:

  • Личные переживания, не дающие покоя.
    Горький опыт критики.
  • Синдром самозванца — психологическое явление, при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям.
  • Перфекционизм.

Как выйти из этого состояния?

  1. Проработать пункты, названные выше, особенно с критикой и синдромом самозванца.
  2. Не переставать учиться, выполнять упражнения на развитие креативности.
  3. Смотреть, читать, слушать.
  4. Использовать «карту спасения». Это может быть нарисованная карта или список мест, людей, дел, которые снимают напряжение и вдохновляют. Например, для меня это джапа-медитация, приготовление пищи, звонок другу, прослушивание музыки.
  5. Выходить в «большое пространство» и получать новый физический опыт (дайвинг, лыжи, парк аттракционов, прогулка по парку, катание на лошади).

Креативность — это мышца, которую надо качать. Большая ошибка — принимать креативные решения только на основе прошлого опыта. Симультанное (одновременное — прим. ред.) восприятие времени и пространства — вот мой ключик к вдохновению. Грубо говоря, мы творим в настоящем моменте, забыв о том, что было, и не планируя, что будет. Задумывались ли вы над тем, что хорошо спланированное будущее превращается в прошлое? Для креатива это не очень хорошо.

Самые известные методики
повышения креативности

Мозговой штурм
Наша любимая методика. Иногда мы собираемся командой брейнстормить. Существуют разные методы штурма. Мне нравится приходить уже подготовленной, со знанием проблемы и готовой идеей. Но не всегда есть такая возможность, иногда я плыву в потоке идей с коллегами.

Майевтика Сократа
Этот метод я очень люблю. Майевтика — это процесс, при котором идея рождается в диалоге, когда вам задают вопросы. Я использую эту методику, чтобы добраться до своего подсознания. Стоит просто найти правильного собеседника.

Латеральное мышление и латеральный маркетинг
Латеральное мышление — это навык, помогающий смотреть на привычные вещи с другой, нестандартной стороны. Как я говорила раньше, креативность — это способность сказать о чем-то старом по-новому. Латеральный маркетинг — это иррациональный маркетинг в противовес рациональному. Это система продвижения товаров необычным способом, часто с юмором.

Ну и музыка... Когда я думаю и творю, то почти всегда делаю это под музыку. Делюсь с вами своим плейлистом, открывающим во мне поток фантазии.

Мечтайте!
Рискуйте!
Творите!
Секретами наращивания креатива с нами поделилась арт-директорка Саша Анкудинова
Подписывайтесь на наш контент!
Каждый месяц наши подписчики получают интересные дайджесты от диджитал-экспертов
Пишите, звоните — мы очень любим общаться:

info@content.ua
+380 (96) 274 32 65
Все права защищены: Content ® UA
2021