Как локдауны и частичные ограничения, связанные с пандемией, повлияли на внедрение ИИ-проектов в маркетинге?
Ника: Пандемия сделала для диджитал-трансформации во всем мире больше, чем все остальные факторы. Руководители захотели управлять своими компаниями со смартфонов и компьютеров. Очень многие оказались не готовы к этому, но были и компании, которые до пандемии уже шли по пути трансформации, — для них внедрение технологий ускорилось. Не всегда легко оценить, как повлияла пандемия на компании. Мы видели разные сценарии: кто-то три месяца не мог наладить удаленную работу, а кто-то за пару дней принимал важные сложные решения и развивался дальше. Если у компании до пандемии не было стратегии развития технологий и внедрения решений, то и во время пандемии внезапно она не появится.
Александра: В этом вопросе важно принятие решений, а не просто заявление: «Мы теперь — data-driven». И стоит приготовиться к тому, что сотрудники не всегда их поддержат: многие не понимают, что компания не планирует сразу заменить их роботами, что технологии улучшают и упрощают их работу, а не забирают ее.
Можете ли вы описать маркетолога будущего — 5–10 ближайших лет? Каким навыкам и направлениям, помимо классического образования и знаний сферы диджитал, нужно уделить внимание?
Александра: Маркетологам нужно научиться принимать решения на основе данных, освоить базовую статистику, научиться ставить эксперименты. Важно постоянно учиться и улучшать свои навыки решения задач. Еще один очень полезный навык — умение задавать вопросы.
Директора по маркетингу — это разноплановые специалисты, компетенции которых связаны со сферой, в которой они работают. Есть много решений, некоторые потребуют вложений финансов и времени, поэтому для руководителя очень важно разбираться в технологиях, и не только в маркетинговых.
Ника: Нужно самому подавать пример, быть лидером, иметь «технологическую насмотренность» и не бояться рисковать. Стратегические моменты, эмоциональное вовлечение, которого много в коммуникациях, не передаются машинам. Я — технооптимист, и считаю, что перспектива не за автоматизацией, а за augmentation — взаимодополняющей системой «человек + машина» как рабочая единица. Работая вместе, они смогут давать очень хорошие результаты. Поэтому нужно говорить не о том, как нам сократить штат за счет внедрения разных технологий, а о том, как научить людей использовать эти технологии.
С чего начался ваш путь в сфере big data? Что сейчас приносит вам больше драйва и позитивных эмоций?
Александра: Мой путь начался с работы в американской IT компании, где я была единственным не-разработчиком в команде. Я отвечала как раз за все остальные функции в IT компании. Со мной работали очень талантливые ребята-разработчики, которые однажды и повели меня на AI-meet up. Спикер вдохновил меня: настолько интересным был рассказ об искусственном интеллекте и его возможностях. Я спросила у коллег, проводятся ли в Киеве конференции по AI — оказалось, что нет.
Тогда я поняла, что хочу создать площадку для супер-талантливых разработчиков, на которой они могли бы общаться, развиваться, получать знания и находить новые идеи. Так в ноябре 2016 года мы с командой провели первую конференцию Data Science UA, после этого мы начали проводить каждый месяц митапыпо data science и AI.
Сейчас я больше всего радуюсь, когда вижу, как выросло наше Data Science комьюнити. Мы уже провели 9 международных Data Science UA конференций, устроили сотни специалистов в классные data science проекты. Я очень рада, что количество дата сайентистов в Украине растет, заходят международные интересные проекты.
Мне кажется, будущее Украины — как раз за такими сложными технологиями, как AI. И наша компания вносит свой вклад в развитие таких технологий. Наша миссия — объединять разработчиков и представителей бизнеса.
Ника: Я начинала с маркетингового анализа. Училась в КНТЭУ, работала в розничной сети. В один прекрасный день я получила задачу проанализировать товарооборот за год, и оказалось, что я не могу скачать его в Excel, потому что файл слишком большой. Так в 2015 году я выяснила, что существует big data и другие технологии, что есть множество видов данных и способов их анализа. И за всем этим — будущее. Я решила сменить профессию и отправилась учиться в Испанию, в IE Business School получила второе высшее образование. Что, кстати, развенчивает миф о том, что только технические специалисты могут заниматься data science — вовсе нет, и бизнес-специалисты тоже очень нужны.
Больше всего драйвит решение реальных задач, помощь людям. А еще я преподаю. В этой области сейчас очень мало специалистов, и очень нужно, чтобы их становилось больше. Я вношу свой вклад: рассказывая о технологиях, о том, как это работает и чего можно достичь с их помощью. Это тоже драйвит.