Успешные корпорации растут ответственно. Как это применить к вашему бизнесу

«После нас хоть потоп» — принцип, по которому человечество живет несколько столетий. Однако поколение зуммеров все больше внимания уделяет экологичности: и в контексте окружающей среды, и в контексте отношений между людьми. Если бизнес хочет развиваться современно, привлекать новые поколения сотрудников и строить стабильные партнерские отношения, ему нужно разделять эти ценности и внедрять их в повседневную практику.

Стратегическое направление, которое обеспечивает бизнесу устойчивое развитие и делает его максимально экологичным во всех смыслах, получило название «корпоративная социальная ответственность» (сокращенно — КСО). Кто и как может работать по принципам КСО, когда следует начинать и как об этом говорить — разберемся далее. А еще развеем самые распространенные мифы, которыми обросло это понятие.

Возраст мудрости

Идеальный вариант для внедрения принципов КСО — начало создания собственного бизнеса. Это можно сравнить с воспитанием ребенка: проще с самого рождения воспитывать его правильно, чем через несколько лет схватиться за голову: «Ой, что же из него выросло?!».

Когда принципы КСО лежат в основе организации рабочего процесса, сотрудники будут воспринимать их как должное, относиться с пониманием и поддерживать. Изменения, которые вводят уже после нескольких лет работы, могут вызвать неоднозначную, а порой и негативную реакцию.

Принципы КСО можно внедрять и тогда, когда бизнес к этому пришел, а владельцы или инвесторы поняли важность такого подхода. Это как мудрость и сознание, которые приходят с годами. Экологический кризис, затронувший весь мир, требует быть более внимательными к окружающей среде и людям — и получать бонусы в виде хорошего настроения, позитива от работы, расширения партнерской сети и роста прибыли.

КСО — это не о принуждении, а о своем желании жить и вести бизнес осознанно.

Возможности в разгар кризиса

Китайский иероглиф, обозначающий кризис, состоит из двух частей. Одна из них переводится как «возможность». В нестабильные времена как раз те, у кого есть конкурентное преимущество, получат возможность выжить, создать уникальное торговое предложение, которое поможет восстановить компанию, вывести ее в лидеры, несмотря на первоначальный масштаб бизнеса и силу кризиса. Именно таким преимуществом и станет КСО.

Можно ли без этого обойтись, ведь раньше мы все работали и чувствовали себя нормально? Аргументы относительно того, что во времена пандемии и сокращения доходов тратить деньги на КСО — расточительство, также имеют право на существование. Более того, некоторые активности и сегодня регулируются исключительно личными ценностями владельцев бизнеса. Однако следует понимать, что сейчас происходит масштабная переоценка смыслов, на первый план выходят глобальные идеалы. Если ваши ценности не совпадают с общечеловеческими, если вы это вообще игнорируете — вы больше не удержитесь на плаву.

В краткосрочной перспективе — да, можно работать. Однако если бизнес направлен на устойчивое развитие — без КСО не обойтись.

Как лента в косе

КСО как направление начала развиваться еще в 80-х годах прошлого века, в Украине же только начинают понимать важность такого подхода, поэтому информации пока не так много. В целом эта активность находится на стыке менеджмента, маркетинга и HR. Среди ее обязательных составляющих:

  • вовлеченность первых лиц бизнеса и большинства сотрудников. Должна быть ключевая команда, лидеры мнений, которые будут формировать общее настроение, доносить экологические идеи и инициативы до каждого сотрудника;
  • постоянство, планомерность работы по принципам КСО. Необходимо разработать стратегию, ставить цели на неделю, месяц, а уже из них будет формироваться годовой отчет. Оптимизация процессов — это о постоянной деятельности, а не о точечной благотворительности

В 2015 году ООН приняла 15 целей устойчивого развития — именно с ними следует соотносить деятельность каждой компании, на их достижение она должна работать. Когда рассматривают бизнес-модель компании и оценивают, насколько ее деятельность влияет на социально-экономические факторы: природные ресурсы, образование и т. д., — и становится ясно, что можно изменить к лучшему.

Принципы КСО должны быть вплетены в основную стратегию бизнеса, как лента в косу. Тогда результатом станет устойчивое развитие вашего дела.

Мифы и реальность

Несмотря на то, что наша бизнес-среда только знакомится с понятием КСО, вокруг него уже возникло много различных мифов, которые мешают компаниям и предпринимателям двигаться в правильном направлении. С реальностью эти мифы не имеют ничего общего — на этом я хочу остановиться отдельно.
Миф 1. КСО — это затратно, поэтому ее позволяет себе только крупный бизнес
На самом деле это не так. Здесь важно желание первого лица компании вести бизнес сознательно. Остальное — это не так уж и сложно. Можно начинать с малого, КСО — это не о миллиардных расходах.

Приведу пример. Владелец малого бизнеса, который хочет работать по принципам КСО, может начать с «зеленого офиса». Эта концепция призвана обеспечить экономное использование ресурсов и более здоровое пребывание сотрудников в офисе. Уже доказано, что освещение, температура, даже вид за окном сильно влияют на психофизическое состояние человека.

Поэтому «зеленый офис» предусматривает экономное потребление. Для этого нужно:

  • установить датчики, которые будут включать свет только при движении (например, в коридорах);
  • заменить лампы энергосберегающими;
  • минимизировать использование воды (например, с помощью насадки-распылителя);
  • обеспечить озеленение офиса, сортировку мусора, двустороннюю печать и электронный документооборот.

Это несложно, недорого и доступно. Кроме этого, стоит выстраивать звено закупок у партнеров, которые также придерживаются принципов устойчивого развития. Например, магазин одежды может покупать вешалки у поставщика, производящего их из переработанных листьев или древесины.

Идет ли речь об огромных затратах? Нет. Более того, КСО помогает экономить деньги, время и ресурсы. Поэтому «позволить себе» быть ответственными может любой бизнес.
Миф 2. Идея КСО противоречит идее бизнеса как инструмента для зарабатывания денег
Бизнес — это всегда о деньгах, конечно. Однако возникает большой вопрос: какой ценой достигнут результат? Мы уже выяснили, что КСО, во-первых, помогает экономить. Во-вторых, бизнес, направленный на устойчивое развитие и исповедующий экологические ценности, будет интересен зарубежным инвесторам. А это уже новые связи, направления развития, партнеры и проекты. И прибыли, конечно. Поэтому КСО выгодна владельцам бизнеса.
Миф 3. КСО — это модный тренд, который через несколько лет пройдет
Экологическая и социальная ситуации, к сожалению, ухудшаются — это объективная реальность. И есть понимание, что если ничего не делать, то мы достигнем точки невозврата, после которой уже ничего не будет. Поэтому все указывает на то, что в перспективе это направление будет только развиваться.

Надеюсь, что в ближайшее время это начнут регламентировать даже на уровне государства, то есть сознательный бизнес будут поддерживать, стимулировать к дальнейшему развитию и пропаганде экологичности.
Миф 4. «КСО» равно «благотворительность»
На самом деле благотворительность может быть одним из компонентов КСО, если ею занимаются регулярно. Если это разовая акция — это хорошо и тоже нужно, но это не КСО.
Миф 5. «Делай добро и бросай в воду»
О внедренных КСО-инициативах говорить можно и нужно. Во-первых, многие компании действительно придерживаются принципов устойчивого развития, но обычно у них нет стратегии, они просто выбирают ценности, близкие руководству, а персонал не вовлечен в процесс. Однако если это происходит систематически, а не просто в формате благотворительности, о которой рассказывать не обязательно, — говорить об этом важно, чтобы привлекать новые компании, демонстрировать, как можно развивать устойчивый бизнес.

Во-вторых, всем сотрудникам, которые уже информированы, и стейкхолдерам важно знать об этом. Например, гости отеля видят, что он придерживается принципов устойчивого развития: здесь сортируют мусор, ответственно относятся к энергопотреблению, предлагают качественные продукты местных производителей и т. д. Это мотивирует их приезжать снова и советовать место друзьям, разделяющим те же ценности. А это уже касается прибыли.

Рассказывать о своих КСО-инициативах правильно поможет отчет о нефинансовой деятельности. Чтобы его получить, сначала ставят цели КСО, а потом смотрят, чего удалось достичь. В некоторых странах Европы эти отчеты уже необходимо подавать вместе с финансовыми — такой подход утвержден на государственном уровне. У нас этого пока нет, однако сознательные компании начинают это делать по собственному желанию.

Хотите внедрять принципы КСО? Content.UA поможет!

Казалось бы, где контент, а где КСО. Однако мы можем креативно подойти к выстраиванию стратегии корпоративной социальной ответственности. Если она будет прописана качественно, ярко, к работе над ней легче будет привлекать руководителей и сотрудников.

Мы создаем правильный контент: тексты, инфографику, — чтобы доносить информацию всем заинтересованным сторонам, а также гайдлайны по устойчивому развитию, отчеты для официального сайта компании и статьи о деятельности по КСО в блоге. С нами ваш коммуникационный план будет выстроен просто, понятно и позитивно.

Как мы это делаем? Сначала изучаем бизнес-модель, смотрим, как ваша компания влияет на экономические, социальные, экологические факторы. Для построения стратегии не нужны цифры и финансы — только так называемый «компас» устойчивого развития, который подскажет, где бизнес может уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное.

Content.UA внедряет принципы КСО в свою деятельность и призывает всех сознательно относиться к бизнесу и к будущему планеты и людей.

Экспертка по КСО, Екатерина Маршал
Подписывайтесь на наш контент!
Каждый месяц наши подписчики получают интересные дайджесты от диджитал-экспертов
Пишите, звоните — мы очень любим общаться:

info@content.ua
+380 (96) 274 32 65
Все права защищены: Content ® UA
2021