Маленькие шаги — большие чудеса
Second Chance Bank — как бизнес изменяет культуру потребления и сознательного отношения к планете
В декабре 2021 года на конференции Green Gathering Европейская Бизнес Ассоциация представила первую в Украине площадку, где ненужным вещам будут предоставлять второй шанс.

Команда Content.UA рада была посетить презентацию онлайн-платформы Second Chance Bank, созданной Европейской Бизнес Ассоциацией при поддержке компаний Abbott Украина, Vasil Kisil & Partners, Евротерминал, BAYER в Украине, BASF Украина, EY в Украине. Спикеры конференции коснулись важных тем персональной и корпоративной ответственности за использование ресурсов планеты. Также они рассказали о собственном опыте жизни в стиле «экофрендли».
Мусорник или второй шанс? Выбор очевиден
За последние 20 лет мир изменился, и не только к лучшему. Мы стали много производить и покупать и, как следствие, выбрасывать на 80% больше мусора. Размеры свалок впечатляют, как и ущерб окружающей среде, который влечет за собой перепроизводство, отсутствие культуры переработки и повторного использования. Вряд ли найдется человек, у которого в шкафах или кладовых не накопилась куча ненужной одежды, мебели и других старых вещей. И выбросить плохо, и хранить негде.

С такими же проблемами сталкивается и крупный бизнес. Продавать ненужное или искать новых владельцев среди знакомых — задача не из легких, требующая много времени. Однако у Европейской Бизнес Ассоциации родилась действительно крутая инициатива, которую сразу поддержали бизнес-лидеры украинских и зарубежных компаний. Что если дать вещам, которые должны были попасть в мусорку, второй шанс?

Так появилась первая онлайн-платформа, на которой можно будет размещать различные лоты: уже ненужные мебель и другие вещи, которые могут пригодиться другим людям. Идея Second Chance Bank — меньше выбрасывать и покупать, а также развивать культуру повторного использования, изменять мировоззрение и побуждать к ответственному отношению к окружающей среде.
Быть экофрендли — это круто
«Каждый из нас маленькими шагами может делать большие дела», — говорит Елена Фроляк — ведущая и главный редактор «Фактов» на ICTV, посол экологического направления деятельности Сети Глобального договора ООН в Украине.

Она уже долгое время освещает в новостях тему экологии и ответственного отношения к окружающей среде, рассказывая, в частности, об опыте скандинавских стран и делится собственными лайфхаками. Сортировать мусор, компостировать пищевые отходы, использовать в супермаркете многоразовые мешочки, а дома — энергосберегающие лампы — все это может стать полезными экопривычками, которые помогут спасти планету.

Однако, по мнению Елены, далеко не все хотят слышать о проблемах экологии, а еще меньше людей готовы начинать действовать. И в этом могли помочь государственные инициативы и стратегии. Такой путь еще 10–15 лет назад избрали Швеция и другие страны, которые сегодня входят в топ внедрения экоинициатив. Благодаря обучению основам экологии с детского сада, популяризации темы на радио и телевидении с одной стороны и значительным штрафам — с другой, культура ответственного отношения к окружающей среде стала привычной.

По мнению основательницы бренда Bettter, посольства No More Plastic Foundation Юлии Пелипас, именно поэтому тему экологичности и сознательного отношения к окружающей среде следует популяризировать. «Это не скучно, плохо или стыдно, а наоборот — это новый майндсет».

Миссия людей, имеющих влияние на многотысячную аудиторию подписчиков или зрителей, — популяризировать эту тему, вдохновлять и собственным примером доказывать, как круто быть экофрендли. Особо ответственно стоит подойти к экообразованию детей, которые прекрасно воспринимают подобные инициативы и охотно помогают в сортировке мусора или сборе пластика.

Юлия затронула тему распространения микропластика и других разрушительных для планеты последствий деятельности человека, а также перепроизводства: «Мы довольно близки к тому, чтобы столкнуться с природной катастрофой».
«Хитрая» мода, или почему переработанное старое лучше нового
Гиганты индустрии моды, такие как H&M, Zara, реагируют на смены трендов и начинают выпускать коллекции одежды из экоматериалов. Ведь повышение осознанности и образованности потребителей влечет за собой то, что они покупают меньше, от чего-то вообще отказываются. Юлия Пелипас предложила революционный подход к решению вечной проблемы: в шкафу нет места, а надеть нечего.

Созданный ею бренд Bettter — это первая в Украине платформа с апсайклом. «Это не ресайкл, а очень старый способ реконструкции одежды. По сути — ремонта. Мы берем уже существующую одежду и делаем из нее новую, делаем лучше, поэтому и называемся Bettter», — объясняет Юлия.

Переработка текстильных изделий стоит дорого и вредит окружающей среде, а апсайкл предлагает экологически чистый способ переработки больших стоков одежды. Трудно даже представить, сколько тонн нереализованной продукции годами хранится на складах компаний, а когда места не остается, ненужную одежду могут просто сжечь.

В планах и мечтах Юлии — открыть в Украине первую станцию апсайкл, создать систему технологий, которая пригодится во всем мире. Основная идея — размещать производство там, где есть сырье. А сырья для одежды повсюду полно: стоки, секонд-хенды, винтажные рынки. Еще один источник сырья — наши шкафы, где висят груды уже не нужных вещей, поэтому в проекте Bettter — открытие пункта приема такой одежды. «Будем принимать вещи и с помощью системы алгоритмов SDA (Smart Design Algorithms) из ненужной, старой, некачественной одежды делать качественную».

Такой подход поможет не только сократить количество ненужных и неудачных покупок, а и повлиять на стратегии производителей одежды и поможет формировать новое сознание.

Елена Фроляк отмечает: «Мода так хитра: с одной стороны, мы хотим быть ответственными, а с другой — нет, ведь нужно быть в тренде. Вот как: не покупать модного, но быть модными, да еще ответственными?» Поэтому на смену «хитрому» подходу, ориентированному на побуждение покупать все больше и больше, придет новый экотренд.
Правильный майндсет — основа решения современных экологических проблем
У управляющего партнера компании «Василий Кисиль и Партнеры» Андрея Стельмащука была собственная история, повлекшая за собой появление проекта Second Chance Bank. После перепланировки помещений компании осталось много качественной мебели в хорошем состоянии, однако пристроить ее оказалось сложной задачей. Именно такая платформа, как Second Chance Bank, помогла бы найти для ненужных, но вполне функциональных вещей новых владельцев. «Я расцениваю эту замечательную инициативу только как первый шаг к тому, чтобы показать пример другого поведения. Можно по-иному относиться к тому, что у тебя есть. У меня есть мечта, чтобы этот проект, возможно, в другой форме, перешел на социальный уровень: чтобы мы в масштабах страны могли реализовывать передачу вещей, которые уже не нужны, людям, которые в этом нуждаются».

Такой сознательный подход разделяет и генеральный директор BASF Украина Тибери Дима. «Почему это важно? Потому что это отличный пример правильного майндсета, который поможет справиться с современными проблемами». Подобные проекты помогают в решении конкретных экологических вопросов и, что еще важнее, позволяют повышать сознательность людей, привлекать внимание к защите окружающей среды. И задача крупных корпораций — не перекладывать всю ответственность на потребителя, а разрабатывать стратегии, позволяющие решать проблемы, не снижая при этом качество жизни людей.
Ключ к успеху — в прозрачности
Для соучредителей проекта — компании BAYER, поддерживающей экологические инициативы уже полвека, социальная ответственность за состояние планеты — не просто очередной тренд, а идея, ставшая частью ДНК бизнеса.

«Мы знаем о продолжающих расти горах отходов. Так дальше продолжаться не может. К сожалению, не существует универсального решения всех проблем: кнопки, которую можно нажать, чтобы все заняло свои места», — говорит генеральный директор BAYER в Украине Оливер Гирлихс. Есть много интересных идей и проектов, которые помогут в положительных изменениях. По его мнению, Second Chance Bank необходим в нашем сложном мире, где стремящиеся к сознательному потреблению люди просто не знают, чем и как могут помочь. «Например, я хочу купить какую-то мебель, а мой сосед несет на мусорку именно такую, ведь ему она не нужна и он не знает, что с ней делать. Онлайн-платформа поможет решить эту проблему».

Content.UA поддерживает экоинициативу — мы за ответственное отношение к планете и позитивные сдвиги в культуре потребления. Даже незначительные изменения образа жизни и бытовых привычек, которые легко воплотить каждому из нас, могут стать весомым вкладом в решение многих экологических проблем.
Подписывайтесь на наш контент!
Каждый месяц наши подписчики получают интересные дайджесты от диджитал-экспертов
Пишите, звоните — мы очень любим общаться:

info@content.ua
+380 (96) 274 32 65
Все права защищены: Content ® UA
2021