Насколько развит маркетинг в украинской медицине в целом?
Что касается маркетинга в отечественном медбизнесе, то он на этапе активного развития. На самом деле эта сфера услуг — из числа сложных. Например, продукт питания можно достаточно адекватно оценить до момента покупки. А когда мы говорим о медицинском бизнесе, то без первого контакта с доктором, с медицинским центром судить о качестве невозможно.
Если раньше маркетологи занимались (условно) созданием макета листовки и ее распространением, дизайном наружной рекламы, то сейчас функции маркетинга намного шире. Необходимо знать, как работает и коммуницирует ресепшен, контакт-центр, как общается с пациентом доктор, каким образом посетитель перемещается по клинике, на что он может обратить внимание. То есть точек контакта очень много и во всем этом участвует маркетинг и все это контролирует. Кроме того, важно понимать и самого клиента, учитывать его «медицинский опыт». Медицинский маркетинг — достаточно молодая сфера, которой предстоит еще развитие. Тут я хочу отметить наших партнеров — «Здоровые коммуникации», которые, в частности, создают новую культуру медицинского маркетинга.
Не секрет, что во многих, даже крупных, медицинских центрах контент для соцсетей генерируют реcепшионистки. А ведь такие, специально не обученные люди, которым поручают писать тексты, как правило, неграмотно настраивают рекламу, не в состоянии подобрать фотографии надлежащего качества.
Да, есть медицинские центры, где функции коммуникации возложены на администратора. Но здесь следует понимать структуру такой клиники. Если это учреждение, в котором всего 3–5 кабинетов, то вполне возможно, что функции написания контента и коммуникации могут быть вменены в обязанность непосредственно администраторам. Но если это медицинский центр широкого профиля, где работает более 45 докторов разных специальностей, то без отдельного департамента маркетинга и без отдельной сервисной составляющей никак не обойтись.
Для пациента очень важна скорость предоставления услуг. Аудитория хочет получать информацию здесь и сейчас. Кроме того, с началом пандемии количество онлайн-записей и обращений посредством мессенджеров увеличилось. Следовательно, мы должны очень быстро реагировать.
Также очень важно понимать, насколько посетитель удовлетворен качеством визита, с какими эмоциями он вышел от доктора. Пациенты ждут экспертности от врачей, от медицинского центра. От этого зависит мнение, которое они сформируют о нас, что непосредственно повлияет на имидж бренда.
В нашей клинике обязанности разделены, поскольку мы понимаем: главный маркетолог — человек, разбирающийся не только во всех происходящих в компании бизнес-процессах, но и владеющий всеми тактическими инструментами маркетинга. Однако контроль за качеством применения этих инструментов возлагается на других сотрудников либо на высококвалифицированных партнеров.
Можно правильно настроить таргетированную рекламу в социальных сетях, но желаемого эффекта не добиться. Здесь важно еще понимать, каковы ваши цель и стратегия в диджитале. Если нужно просто получать охваты аудитории, чтобы максимальное количество людей видели посты, то это одна задача, и тогда можно поставить на таргетинг. Но если перед вами цель — привлекать аудиторию в медицинский центр, то есть лидогенерация, если нужно увеличить количество подписчиков на странице, следует использовать другие инструменты таргетинга. В этом случае ресепшионистки однозначно не справятся с этой задачей.
Кстати, а кто в R+ занимается таргетированной рекламой?
У нас есть партнеры, которые занимаются непосредственно таргетингом. В зависимости от утвержденной стратегии, мы работаем в данном направлении — готовим определенные креативы, посты и видим результаты.
Здесь, естественно, встает вопрос визуального контента и эмоциональной составляющей. Например, одна из фотографий с четырьмя нашими улыбающимися, приветливыми докторами, которые держат в руках стетоскопы, сработала намного лучше, чем иные рекламные кампании, запускаемые для привлечения подписчиков на страницы в соцсетях. Это еще раз доказывает, что качественный визуальный и текстовый контент очень важны для привлечения целевой аудитории.
Кто у вас занимается SEO?
У нас очень большие амбиции — мы хотим занять лидирующие позиции на рынке. Соответственно, у нас есть отдельная компания, которая занимается непосредственно SEO.
Мы пишем медицинские тексты, оптимизируем наши страницы и понимаем, что медицина — рынок, где, в частности, Google всегда делает какие-то апдейты, дополнения. И чтобы быть в тренде, необходимо следить за этими новостями, определенным образом менять содержимое сайта, контентную составляющую. Ведь нужно быть интересными и для поисковых роботов.
Кроме того, у нас есть отдельный сотрудник, работающий непосредственно с отзывами, которым мы уделяем максимум внимания. Мы не игнорируем ни одного отзыва, особенно, если он негативный. Стараемся давать клиентам исчерпывающие ответы, и если видим, что что-то произошло не так, воспринимаем ситуацию, как стимул к развитию.