Главные распродажи года:

как бизнесу подготовиться
к Черной пятнице и Киберпонедельнику
Главные распродажи года:
как бизнесу подготовиться
к Черной пятнице и Киберпонедельнику
«Достали! — в сердцах пробормотал коллеге продавец техноотдела одного из гипермаркетов. — Никаких продаж сегодня. Все ходят, спрашивают о товарах, а потом интересуются, какая на них будет скидка на Черную пятницу. А до нее еще неделя!».

Так и есть: многих украинцев интересует самый главный «день скидок», который так удачно пришелся на периоды предновогодних приготовлений. Бренды и торговые сети в нашей стране поддерживают традицию проведения «тотальных распродаж» в предпоследний месяц года. Это тот случай, когда потенциальные клиенты и ритейлеры максимально мотивированы. Так почему бы не воспользоваться этим с наибольшей выгодой?

Почему пятница черная?

Ради исторической справедливости следует вспомнить «отца распродаж» — Фрэнка Вулворта (1852–1919 гг.). Он первым нарушил принцип продаж тех времен: вместо того, чтобы торговаться с каждым покупателем, вывалил в корзины груду нераспроданного сезонного товара и поставил ценник: «Все по 5 центов». Так началась история Woolworth — самой большой розничной сети начала ХХ века.

Другие владельцы магазинов и сетей быстро сориентировались: организовывая регулярные распродажи, они поняли, что самые большие прибыли получают накануне Рождества, когда люди заинтересованы в покупке подарков. Так в США возникла традиция устраивать самые большие распродажи после Дня благодарения. Таким образом, у покупателей был месяц, чтобы сделать все рождественские покупки по самым выгодным ценам.

Но тогда это так и называли — «распродажа после Дня благодарения». В рекламе и СМИ никоим образом не фигурировал термин «Черная пятница». Более того, первые упоминания о black friday носили негативный оттенок и были связаны с биржевыми обвалами 20-х лет.

Распродажу стали называть Черной пятницей позднее: где-то в 50-х годах ХХ века. Сейчас существует несколько версий происхождения термина:

  1. Немало американских работников начали брать отгулы «по состоянию здоровья» сразу после Дня благодарения (который традиционно отмечают каждый 4-й четверг ноября). Таким образом, у людей было 4 дня, чтобы походить по магазинам и не прозевать распродажи. Для работодателей пятница становилась «черной», потому что рабочих рук не хватало катастрофически.

  2. Полицейские из Филадельфии начали называть «черной» пятницу после Дня благодарения из-за сильнейших заторов на дорогах. Люди массово спешили в магазины, чтобы успеть купить товары со скидками.

  3. Термин начали использовать в СМИ как шутку: американские бухгалтеры отмечали прибыли в книгах учета черными чернилами. Ясное дело, что в период распродаж во многих магазинах с прибылью было все хорошо.

А что тогда с киберпонедельником?

С развитием интернет-продаж все изменилось. Люди понимали: не обязательно мерзнуть в многочасовых очередях, если все покупки со скидками можно сделать онлайн.

Однако в начале 2000-х у большинства пользователей было подключение dial-up — настолько медленное, что о комфортных заказах не приходилось и мечтать. Поэтому, возвращаясь после праздников в офисы — к быстрому и стабильному интернету, — люди делали покупки, которые планировали на пятницу. Ритейлеры быстро сориентировались и продолжили период скидок после Дня благодарения вплоть до понедельника.

Черная пятница в Украине:
с каждым годом больше продаж

Как минимум 6 млн покупок на 2 млрд грн — таковы приблизительные данные продаж на Черную пятницу в Украине в прошлом 2019 году. Это — рекордный показатель за последние годы. Для сравнения, объем покупок в 2018 году был на 37% меньше. Кроме этого, почти на 30% интенсивнее украинцы стали покупать в период распродаж, пользуясь рассрочкой (93,5 млн грн офлайн, 55,3 млн грн онлайн). Чаще всего наши соотечественники покупают:

  • одежду;
  • обувь;
  • электронику;
  • бытовую технику;
  • парфюмерию;
  • косметику.

Зачем Черная пятница бизнесу?

Главная распродажа года может принести продавцам
такие преимущества:
    • значительное увеличение показателя продаж, увеличение выручки и создание финансового запаса. Он покрывает недостатки «периода затишья», который традиционно следует за Новым годом;
    • мотивация покупателей. Многие клиенты откладывают покупку желанных товаров на предновогодний период. Скидки заинтересуют их, и они наконец сделают желанный заказ;
    • рост популярности бренда, увеличение лояльности клиентов. Выгодные скидки и настоящие акции (без предварительных накруток и т. п.) повышают уровень доверия к производителю или магазину;
    • привлечение новых клиентов. Большинство людей в такой период покупают там, где дешевле и выгоднее. Создавая такие условия, вы можете получить новых покупателей;
    • избавление от складских запасов, продажа сезонного товара для закупки нового. Это особенно актуально для компаний, которые работают в категориях «одежда» и «красота». Следует напомнить, что такие товары входят в ТОП-5 спроса.

    Как провести сезон скидок
    с максимальной выгодой

    Первое условие очевидно: предлагать скидки выгодно прежде всего тем, кто работает с большой маржой. Однако ошибочно думать, что лишь большая скидка является секретом успешных продаж. На самом деле подготовка должна быть комплексной. Вот что следует сделать.

    Предложить то,
    чего ожидает целевая аудитория

    Важно думать не о том, как вам заработать больше, а о том, как сделать это с учетом ожиданий ваших клиентов. Поэтому предварительное изучение «боли» покупателей — must have для бизнеса. А еще нужно оценить конкурентов: размер их скидок и особенности предпродажной рекламной кампании. Не можете предложить цену меньшую, чем у конкурента? Попробуйте привлечь клиента другим: бонусами, дополнительной гарантией, подарками, бесплатной отправкой и т. п.

    Однако правильнее — готовиться к распродаже заранее и проводить переговоры с поставщиком. Если найти консенсус и добиться снижения закупочной стоимости товара — можно предлагать скидку даже при небольшой марже.

    Если и это невозможно, на помощь придет старый-добрый нейромаркетинг. Один из примеров — создание «крючка»: сумасшедшие и реальные скидки на группу некоторых товаров. Их задача — привести мотивированных клиентов к вашему магазину. Все другие товары можно продавать с более скромными скидками от 2 до 10%.

    Провести правильную рекламную кампанию

    Клиенты тоже готовятся к Черной пятнице и более взвешенно планируют расходы. Поэтому стоит привлекать их задолго до «дня Х». Для этого нужно сформировать конкретные сообщения и донести их до аудитории, пользуясь обычными каналами. Ключевая суть рекламы: озвучить предложение и донести, чем оно выгодно для клиентов.

    Подготовиться «технически»

    Период распродаж связан с пиковыми нагрузками. Предусмотрите максимум возможностей для приема оплат. Свяжитесь с поддержкой вашего банка и уточните, готовы ли шлюзы и терминалы к стрессовым условиям работы. Уточните у хостинг-провайдера вашего интернет-магазина, сколько одновременных запросов могут выдержать серверы. Возможно, вам временно лучше будет перейти на более дорогой тариф.

    Подготовить персонал

    Типичная ситуация: клиент узнает из рекламы о выгодной скидке на определенный товар, в день распродажи идет в магазин, а продавец пожимает плечами: информацию о сниженной цене ему не предоставили. Проблемы в коммуникациях очень актуальны для украинского бизнеса: консультанты и продавцы недостаточно проинформированы относительно условий, которые утвердило руководство и на которые делали ставку маркетологи. Поэтому следует перед Черной пятницей провести общее собрание и предоставить информацию о:

    • сути распродажи;
    • всех предусмотренных условиях;
    • особенностях работы с клиентами.

    Дополнительно нужно подготовить ценники, указатели, брошюры и открытки с условиями.

    Чего не следует делать?

    Цены, резко «накрученные» и сниженные перед распродажей, — предмет для шуток и мемов уже несколько лет подряд. Нейромаркетинг, конечно, подействует. Но будет ли стоить прибыль репутационных потерь? Представьте, если какой-то блогер создаст публикацию, в которой разоблачит вашу схему. Вдруг его пост станет вирусным и отсеет значительную часть лояльной постоянной аудитории? Полученная в Черную пятницу прибыль не компенсирует дальнейших потерь. И это лишь один из примеров негативного влияния нечестного нейромаркетинга.

    Бесплатная SMM-стратегия —
    к сезону скидок

    Скидки на профессиональные услуги — неотъемлемая часть «сезона распродаж». Content.UA уважает традиции Черной пятницы и потому предлагает клиентам скидку 50% на SMM-стратегию при условии заключения договора на SMM на 2+ месяца. А если вы захотите заключить договор на полгода, SMM-стратегия будет для вас на 100% бесплатной! И это — честная акция без каких-либо накруток.
    Повышайте конкурентную способность вашего бизнеса в социальных сетях, начиная с этого сезона.
    Заполните бриф — и начнем ;) Мы готовы к сотрудничеству.
    Подписывайтесь на наш контент!
    Каждый месяц наши подписчики получают интересные дайджесты от диджитал-экспертов
    Пишите, звоните — мы очень любим общаться:

    info@content.ua
    +380 (96) 274 32 65
    Все права защищены: Content ® UA
    2020